Алессандро Д’Авения
23 мая 2022 г.
Это мне недавно написал один парень. Метафора льда напомнила мне строки, недавно прочитанные с моими учениками: когда Данте оказывается на дне ада, в противоположность тому, чего мы ожидаем, там нет огня и пламени, а только замороженная равнина, в которой застряли грешники. Лед производится огромными крыльями Люцифера, которые своим движением замораживают воду реки Коцит, в которую погружены самые худшие грешники, среди которых вы помните о графе Уголино. Данте знает, что противоположность любви (amore), с которой он всегда связывает глагол muovere (двигаться) – это не ненависть, а контроль и паралич: там где нет любви, нет инициативы и творчества. В этой адской замороженности находятся многие молодые ребята и не только: сердца, замороженные нелюбовью, умы, застывшие в страхе, тела, обессиленные одиночеством.
Культура, которая до изнеможения демонстрирует, что мир ужасен (болезни, войны, насилие…) и параллельно препятствует возможности изменить его – это культура контроля и паралича. Последствий, особенно для молодежи – два: закрыться в своем дискомфорте, пытаясь, его заглушить, или же участвовать в разрушении, обращая его против себя и других. Позавчера для меня это стало очевидным, когда я повел свою племянницу в парк, где молодежь катается на скейтах. Я услышал одного из них, которой между своими трюками, говорил: «я курю траву, но когда чувствую, что начинается зависимость, я бросаю, потому что перестаю чувствовать облегчение, но потом спустя немного времени, начинаю снова, потому что мне нужно. И снова становлюсь зависимым и так начинается новый круг: но иначе никак, как иначе выдерживать все это…».
Боль под анестезией не дает выхода креативности, как происходит с дантовскими грешниками, которые с запрокинутой назад головой, плачут и их слезы кристаллизируются в глазных орбитах, превращаясь в ледяную корку, которая не дает выхода следующим, увеличивая страдание. Я вижу, что исчезает то, что характеризует человека и особенно молодых: способность к креативности, устремленность и вовлеченность в изменение мира, придумывая новое, именно потому, что то, что вокруг не нравится, не достаточно, заставляет страдать. В молодом скейтере боль не трансформируется в борьбу или хотя бы в беспокойный вопрос, как у парня из письма. И все же именно эта боль, если бы не была погашена, стала бы необходимой для поиска призвания или, как говорится на японском ikigai (соединять то, что ты умеешь и то, что ты любишь, делиться этим на благо других и зарабатывать этим на жизнь, в общем «двигатель жизни»).
Кризисы судьбы – это кризисы воспитания: семья и школа нужны именно для того, чтобы расцветал ikigai каждого. Доклад «Невозможное 2022» о правах несовершеннолетних, недавно представленный в Риме организацией Save the children, показывает, что в Италии материальная бедность (1,3 миллиона детей живут в абсолютной бедности) сопровождается воспитательной: 51% ребят 15 лет не понимает смысла текста и не в состоянии составить суждения о нем. Эти вещи не происходят случайно: в Италии расход на благополучие несовершеннолетних составляет 2% (среднее по Европе в два раза больше) и мы – последняя страна ЕС по объёму общих госзатрат на образование (с Европой нам нравится совпадать только в некоторых пунктах, например расходы на Оборону у нас в абсолютной норме средней по Европе).
Агентство по Статистике выявило в недавнем отчете о Благосостоянии, что в нашей стране один из четырех молодых людей между 15 и 29 годами не учится и не работает, негативное первенство по ЕС, кроме того итальянцы в возрасте 30-34 лет, владеющие дипломом послешкольного образования (университет или курсы) составляют 27% по сравнению с 41% их европейских сверстников. Страна с недостаточным вовлечением (благосостояние и образование) придет к банкротству призваний. Ситуация еще больше ухудшилась, в последний период, в связи с тем, что получило определение «познавательная имплозия», которая является плодом: карантинов, дистанционного обучения, соцсетей, утраченных часов сна и уменьшение общения со сверстниками. Когда жизнь парализуется, а не воодушевляется, мороз охватывает сердца и головы. Присутствует иллюзия свободы, потому что есть доступ в виртуальной вселенной и интернете ко многим вещам, в то время как внутренняя вселенная заморожена. Противоположность льду – тепло отношений, которые являются материнской утробой нашего подлинного «Я», в любом возрасте.
Нужно прежде всего внутреннее восстание, которое исходя именно из боли превращало ее в действие, так как нужно было сделать когда мы вернулись в школу после периода дистанционки (мы же во время занятий до сих пор, в конце мая, даже соблюдая дистанцию и открывая окна, сидим в масках, которые не нужны в барах и дискотеках, куда ходят те же ребята). Нужно пересмотреть: политику, неспособную заботиться о гражданах, там где эта забота очевидным образом необходима (больницы и школы); телевидение, сведенное к арене, где лично утверждаются через бой, столкновение (от реалити и ток-шоу, проходя через шоу талантов); школа, которая не помогает проявить заботу к себе и миру, которая основывает взросление не на расцвете призвания, а на количестве знаний и конкуренции; вклад социальных сетей, подталкивающих к построению идентичности посредством зависти. Лед, который у нас в сердце – это адский результата культуры контроля, а не добрых отношений, из которых может расцветать ikigai каждого. В этой связи меня поразил феномен, определённый как «Great Resignation» (великое увольнение), имевший место в Ломбардии в 2021 году: 10% работников с постоянными контрактами (419.754 из 4,4 миллионов занятых) уволилось с целью найти лучшее равновесие жизнь-работа и половине из них меньше 35 лет. Это не уход от работы, а перемещение на такую, где присутствует мотивация и лучшие условия. Эта панорама может показаться мрачной, но уже есть хорошие новости, становится невыносимой культура контроля, современная иллюзия, притязающая на реализацию жизни, личной и общественной, посредством доминирования (душой, другим человеком, природой). Рождается неотложная потребность воодушевлять культуру свободы через добрые отношения, там где выражение «Я свободен» не равно «Я сингл», а «Я занят, вовлечен», именно потому что любя и будучи любимым, подлинное «Я» находит свой путь среди моря лжи и иллюзий, которые обещают счастье ценой контроля.
По сути в письме парня уже сидит ответ в последовательности: боль, любовь, смелость, призвание, поэтому я говорю ему: прими свой кризис, войди в свою боль, уважай ее и люби ее как начало исцеления. И ищи учителей, настоящую любовь: уменьши количество ненужных отношений и освободись от тех (физических и виртуальных), которые контролируют, постепенно открывая для себя то чудо, которым ты являешься, ты обретешь смелость идти навстречу жизни даже если она тяжела, более того, именно её затрудненность – это исходный материал для твоего призвания… И может быть вместо того, чтобы включить телевизор, ты, которому повезло в том, что еще можешь понимать тексты, прочитай книгу, которая может рассказать тебе о вещах, таких как недавно писал мне мой друг об Энее:
Это подтверждает Данте, который, чем ближе приближается к Любви, которая движет Солнцем и другими светилами, тем больше видит картину, противоположную ледяному параличу: танец и единый хор увеличиваются шаг за шагом (любовь двигает и трогает – com-muove — соединяет в движении). Конечно, в поэте действует образ «перихореза», греческий термин, который описывает невероятно прекрасный круговой танец и который в теологии используется для описания личностей Троицы, в которой «мы» превосходит сумму индивидуальностей и переполняет, вовлекая людей в любовь, которую они хотят получать и давать, как происходит в человеческой паре, дающей жизнь. Противоположность ледяного сердца – танцующее сердце: когда мы прекращаем танцевать, индивидуально и вместе, это происходит потому, что мы предпочли Контроль, который освобождает от трудности становления самим собой, Любви, которая делает по-настоящему свободными, потому что дает нам смелость стать самими собой, чего бы это не стоило.
© RIPRODUZIONE RISERVATA